"Три товарища".

автор
deleted
Опубликовано: 2014-11-11
Блог: Из жизни
0
"Три товарища" - книга о друзьях, переживших потерю идеалов, потерю близких и дорогих людей, но стремящихся найти своё место в обществе, подвергающемуся экономическому кризису, социальному потрясению.
Б. Зульфугаров.
Комментарии (99)
0 2014-11-11 08:23

deleted
...Небо было желтым, как латунь, и ещё не закопчено дымом труб...
0 2014-11-11 08:23

artjom
Имхо, наиболее отличается от остальных книг Ремарка. Наверно, поэтому многим и нравится больше всего.
0 2014-11-11 09:13

deleted
...-Робби, что тебе сегодня бросилось в глаза раньше всего остального?
-Танцующая старуха.
-Святой Моисей! Дурная примета! Но, знаешь ли, она в духе твоего гороскопа. Только вчера я его составил. Итак, рождённый под знаком Стрельца, ты человек ненадёжный и колеблешься, как тростник на ветру. А тут ещё эти подозрительные тригоны Сатурна. Да и Юпитер в этом году подкачал. Но поскольку мы с Отто вроде как твои отец и мать, то я первым преподношу тебе нечто для самозащиты. Вот тебе амулет. Когда-то я получил его от девы, чьими предками были инки. В ней текла голубая кровь, были у неё плоскостопие, вши и дар предсказывать будущее. "О, белокожий чужеземец, - сказала мне она,- этот талисман носили на себе короли, в нём заключены все силы Солнца, Земли и Луны, не говоря уже о более мелких планетах. Дай мне доллар серебром на водку и бери его". И дабы не обрывались звенья счастья, я дарю его тебе, Робби...
0 2014-11-11 09:21

anton
"Три товарища" я читал четырежды. Мне говорили, что я мазохист; дескать, нельзя перечитывать такую тяжелую книгу и переживать все снова и снова. Но я точно могу сказать: я каждый раз открывал в этой книге что-то новое, и моя жизнь была бы иной, если б я ее не прочитал и не перечитал. Будет и пятый раз, вне всякого сомнения
0 2014-11-11 09:26

olga
"Три товарища" я считаю лучшим романом Ремарка!перечитывала не раз и хочеться еще много-много раз читать его!и много вынесла из этой книги..
0 2014-11-11 09:27

ksenija
Я начала роман в оригинале читать, правда несколько медленно получается, но я думаю это того стоит!
0 2014-11-11 09:40

irina
А я , наверное, уже раз 10 "Три товарища" читала. Книга, действительно, стоит особняком, в ней меньше политизированности, больше доброй сентиментальности, и она вся на контрастах, которые тем более впечатляют, что очень похожи на жизнь. А характеры какие! Один Ленц чего стоит. И из всех героинь Ремарка мне больше всех нравится Пат. Именно потому, что она не целое, и не половинка, а так, фрагмент...
0 2014-11-11 10:24

deleted
...Я не мог больше оставаться в доме и вышел. Стало туманно. Вдали шумело море. Я осмотрелся. Я уже не был один. Теперь где-то там на юге, за горизонтом, ревел мотор. За туманом по бледно-серым дорогам летела помощь, фары разбрызгивали яркий свет, свистели покрышки, и две руки сжимали рулевое колесо, два глаза холодным уверенным взглядом сверлили темноту - глаза моего друга...
0 2014-11-11 10:33

aleksej
первое что я прочитал у Ремарка - как раз три товарища... потому что на слуху! Не сказал бы что роман стоит особняком. В нем, кроме дружбы и любви, есть все "фишки" Ремарка, присутствующие и в других книгах: инфляция, проститутки, алкоголь, близость смерти и ощущение того, что любовь не вечна..
0 2014-11-11 11:14

artjom
Перечитал 9 раз.....мот и мазохист....=) Самый красивый роман о человеческих отношениях за всю историю литературы.
0 2014-11-11 11:22

irina
Именно, самый красивый, потому и стоит особняком. А еще интересно, что именно про эту книгу Ремарка пишут - перечитал(-а) n-ное количество раз. Почему-то к ней хочется возвращаться снова и снова. А все "фишки" (с) РЕмарка тут уходят на второй план и абсолютно неважны.
0 2014-11-11 12:46

aleksej
Фишки - это самое важное в любом писателе! через них понимаешь его самого
0 2014-11-11 13:02

natalija
у меня, любовь к творчеству ремарка началась как раз с трех товарищей. поэтому думаю эта книга особенная, дочитывать до конца просто не хотелось...............последние строки читала буквально по слогам...
0 2014-11-11 14:45

nina
не согласна, что особняком!Пат это и Мария Фиола и Элен из Ночи в Лиссабоне и даже Жоан Маду! у него все истории любви красивые! и главный герой как людвиг керн и многие другие!
0 2014-11-11 15:23

anna
Сейчас мне плохо. Живые люди не помогают так, как "Три товарища". А кто-то говорит, что я себя травлю?
0 2014-11-11 16:03

egor
1 раз читал 1 раз ходил в театр - шикарная книга
0 2014-11-11 16:12

marija
Тоже первая книга Ремарка... Особенной любовью пользуются Отто и "Карл".Сиотрела спектакль. Понравился. Красивый,яркий,оч трогательный. Аж до слез).... Всем советую. После него перечитала второй раз.
0 2014-11-11 16:23

veronika
прочитала пока что один раз, летом до шести утра читала, глаза слипались, спать хотелось жутко, но читала, потому что не могла оторваться.
в ней настолько чувственно показно вся эта атмосфера, вся эта аура, написано так, что будто бы ты сам сидишь в одном баре с главными героями, и за соседним столиком пьешь те же напитки...книга пронизана такой безисходной чистой грустью, каким-то сентиментальным одиночеством....
просто нет слов. потярсающе!
0 2014-11-11 16:29

elena
Моя первая книга Ремарка. Прочитала на одном дыхании.Ни одна книга меня еще так не восхищала. После нее появилось желание прочитать всего Ремарка, чем сейчас и занимаюсь) "Три товарища" удивительная книга...настолько живая, яркая, проникновенная...ни над одной книгой я еще так не плакала...
0 2014-11-11 16:46

aleksand
да уж, концовка в книжке очень печальная.=(( Так жалко Пат!(((( Бедный Робби...((((((((
0 2014-11-11 16:47

jaroslav
Да,"Три товарища "отличаютсяот других произведений,да и оно в принципе легче читается,но по гениальности не сравнится с "На западном фронте без перемен"
0 2014-11-11 17:20

anton
На мой взгляд, "На западном фронте без перемен" слишком публицистична, поэтому я не могу согласиться с тем, что это лучшее из произведений Ремарка.
В "Западном фронте" как бы нет людей - есть явления, чувства, которые автор пытатся передать тем, кто войны никогда не видел и не понимает, что происходит с людьми Там. В "Трех товарищах" все не так, там даже братья Фогг имеют плоть, кровь и цвет. Поэтому эти произведения даже не стоит сравнивать: они, безусловно, хороши, но слишком разный жанр получается.
0 2014-11-11 17:34

jaroslav
Мне не нравятся,что герои в "Трех товарищах"перекликаются с героями других произведений.Их манеры,повадки,да порой даже судьбы.А в "На Западном"как раз отсутствие людей делает для меня это произведение великим.Он использует людей,даже особо не выделяя их,для показания всей трагедии войны.И хочет сказать-люди,мы такие же как вы,мы тоже не хотели войны,мы так же любим свой дом,своих матерей.за что же вы нас вините-то.А в других произведениях,у меня такое чуство,что ему было сказано творить по похожей линии,хотя такого,конечно,не было
0 2014-11-11 18:23

olja
Три товарища - моя первая книга Ремарка. Поэтому и отношение особое. Прочитала 7 раз...и буду перечитывать еще. Это настоящий шедевр мировой литературы! Никто так больше не пишет. Так проникновенно, так чувственно, так непревзойденно!
0 2014-11-11 18:28

elizavet
Ребята, а где скачать можно?
0 2014-11-11 18:54

aleksand
Вот! Качайте и читайте!) Книга просто суперрррр!) http *://lib.aldebaran. * ru/author/remark_yerih/remark_yerih_tri_tovarisha/remark_yerih_tri_tovarisha.rtf.zip
0 2014-11-11 19:12

elizavet
Спасибки! Я щас почитала комментарии к его книгам и просто влюбилась! хочу читать и читать!
:)
0 2014-11-11 19:25

alla
"Три товарища" - идеальный роман во всех смыслах. Абсолютно грамотно выстроенный сюжет, потрясающие по силе характеры, удивительно четкие детали, потрясающий язык, и никакой дидактики... жизнь как она есть. простите за казенный слог(
0 2014-11-11 19:31

rada
Возможно надо чаще разлучаться,чтобы ценить новые встречи.Только тот,кто не раз оставался один,знает счастье встречи с любимым...Все остальное только ослабляет напряжение и тайну любви.
0 2014-11-11 19:32

dmitrij
"Три товарища" одна из лучших книг, которую я прочитал в своей жизни! Перечитывал ее дважды. И каждый раз после прочтения, тяжело на душе, как будто это все было с тобой.
0 2014-11-11 20:23

anton
Про идеальный роман - на 100% согласен. Хотел написать такое определение слово в слово сразу, вертелось на языке, но ответить себе, почему "идеальный" - не смог.
0 2014-11-11 20:24

lilija
по уровню эмоционального напряжения это номер 1....Три товарища
0 2014-11-11 20:35

igor
На Ремарка меня подсадила учительница литературы в школе, я подсадил свою девушку и в итоге она-то мне и дала почитать "Трёх товарищей")

Суперкнига. Трагичная, умная, жизненная, циничная.... Там всё есть. Ну или почти всё) Прочитал один раз, перечитывать пока не собираюсь. Но возможно перечитаю. К Ремарку нужно привыкнуть)

Согласен что наименее политизированная (хотя я не всё читал у Ремарка, но самые известные читал кроме может быть Ночи в Лиссабоне), просто жизнь людей. Я вот только понять не могу, почему он всегда делает в книгах несчастливые концы? И почему у него так часто девушки умирают от чахотки? Что "жизнь взаймы", что "товарищи".... Там даже ситуация похожа: горный санаторий для туберкулёзников...
0 2014-11-11 21:09

irina
Просто в то время это была распространенная болезнь.
Насчет того, что книга циничная. не совсем согласна. "Триумфальная арка" куда как циничней. А "3 товарища" наоборот очень сентиментальна.
0 2014-11-11 21:20

anton
А если бы сейчас решили снимать "Трех товарищей" (не в России, наш фильм по мотивам вышел не так и давно), кто по-вашему мог бы сыграть героев романа?
0 2014-11-11 21:55

serdzhio
Мне кажется что на роль Пат(а именно удачное воплощение её роли, по моему мнению, являлось бы ключевым фактором для восприятия фильма) очень подошла бы Натали Портман...
0 2014-11-11 22:01

kostja
первой была "На западном фронте без перемен", а вторая "Три товарища"...она то и зацепила...Ни один из прежде читаемых мною писателей не может так точно передавать атмосферу..Иногда даже кажется что ты собственными глазами видишь эти месте...а его описание деталей вообще несравненно. Ландшафты, погода, помещения..Такое ощущение что проживаешь жизнь вместе с героями
0 2014-11-11 23:12

marija
съела книгу,как конфетку.очень интересная и трогает дущу.когда умерла пат просто рыдала,показаны настоящие,чистые отношения.вот только сегодня закончила но впечат,это книга и овод самые яркие
0 2014-11-11 23:26

marija
я тоже,читала и представляла портман)
0 2014-11-11 23:30

anton
Да есть же кроме Патриции Хольман в книге и другие герои. Или это был персонаж, который больше других заставлял вас переживать? Ведь и повествование идет не от ее лица.
0 2014-11-12 00:10

aleksand
почему это всем представляется Портман в образе Пат???????????
0 2014-11-12 01:14

irina
Не всем. Пат вообще трудно сыграть, это должна быть очень искренняя и талантливая актриса. Среди современных я таких не вижу. В свои лучшие годы ее могла бы сыграть Кински. Вот, кстати, для роли Робби еще можно было бы подобрать актера, а Ленц?
0 2014-11-12 02:55

vasilij
Очень много есть хороших молодых актеров, которых не пускает на большую сцену и экраны машина художественной индустрии, которая и перестает то быть художественной...Бывает, посмотришь какой-нибудь малобюджетный фильм ненароком и игра актеров впечатляет по-настоящему...А кто на обложках? Как всегда...
0 2014-11-12 02:59

anja
Читала раз 15. И каждый раз в конце плачу.... Ну оч красивая история........
0 2014-11-12 04:24

olga
У меня тоже знакомство с Ремарком началось с "Трех товарищей". Перечитала раз 15. Плачу уже с первых страниц. Не потому, что жалко героев, а от счастья, что снова и снова смакую это чудо. Потрясающая книга. Актуальная и вечная во все времена. Я читала ее еще почти в детстве, и именно она сформировала у меня представление о любви. Разве можно сказать лучше: "Она прикоснулась руками к моим вискам. Было бы чудесно остаться здесь в этот вечер, быть возле нее, под мягким голубым одеялом... Но что-то удерживало меня. Не скованность, не страх и не осторожность, -- просто очень большая нежность, нежность, в которой растворялось желание."
0 2014-11-12 04:34

roza
Аналогично. Первая книга Ремарка, которую я прочла - "Три товарища". Я просто поклоняюсь Ленцу. Не встречала героя лучше...Тоже плакала. Особенно кагда Готтфрид умер..
0 2014-11-12 04:47

dmitrij
Три товарища - это первая книга Ремарка, которую я прочитал. Ощущения незабываемые! Читая каждый роман Ремарка, переживаешь все чувства героя, становишься его частичкой. Именно этим Ремарк заинтересовывает читателя...
0 2014-11-12 05:00

denis
не напишу тут пока ни прочту.
0 2014-11-12 06:14

margarit
"Три товарища" открыла для себя после "На западном фронте без перемен". Просто в издании они были вторые по счету ) Читала раз пять... Но с первого раза следующая цитата отпечаталась в сознании навсегда: "О эта жалкая мечта о том, чтоб хоть чуточку теплоты, - если бы она могла воплотиться в двух руках и склонившемся лице! Или это тоже самообман, отречение и бегство? Бывает ли что-нибудь иное, кроме одиночества?".
0 2014-11-12 07:03

galina
Я начинала не с "товарищей", но книга была и остаётся моей самой любимой. Описания в ней просто потрясающие, они такие сильные, грамотно выстроены, заставляют переживать читателя. Таких книг действителньно мало. Эту книгу я периодически перечитываю и каждый раз ещё что-то добавляется к моему пониманию её. Могу сказать, что она действительно повлияла на меня. И я каждый раз плачу над определёнными моментами. А когда прочитала первый раз, то подумала, что это книга не для метро и не для автобуса. Для неё нужна другая атмосфера. Очень глубокая и трогательная книга, где безысходность переплетается с робкой нежностью.
0 2014-11-12 07:17

susanna
я Три товарища читала самую первую, меня эта книга привлекла ещ в детстве, когда я смотрела фильм Москва слезам не верит, где читали эту книгу!)Впечатления конечно не описуемые, никто, пожалуй не может так описывать настоящие человеческие чувства, как Ремарк)
у нас мог, наверно, только Толстой!)
0 2014-11-12 08:27

natasha
Я читала "Три товарища" медленно,как бы смакуя,правда получилось очень быстро,как на одном дыхании.Я получила такой заряд эмоций,самых разных:мне хотелось плакать,смеяться,думать,жить....Хотелось всем рассказать о отм что ты пережила вместе с героями,понимания нашла у тех,кто тоже читал эту книгу...Тем кому не нравится эта книга,наверно просто не читали её
0 2014-11-12 09:28

oleg
Прочел эту книгу раза три.Наверное это самое сильное произведение Ремарка.Больше всего меня затронула не основная тема любви, а тема дружбы между героями, которые были связаны между собой не столько общими интересами, а сколько той потерянностью поколения,прошедших первую мировую.
0 2014-11-12 09:46

tanechka
прочитав первую половину книги, я начала плакать, так и проплакала до конца.. когда узнала о её болезни, когда умер ленц, когда она болела, когда продали карла, когда она умерла... я плакала.. плакала над каждым словом этого гениального произведения.. у меня чуть сердце не разорвалось, когда читала.... это необыкновенная книга, неповторимая.. гениальная!
мне тяжело подобрать слова, эта книга потрясла меня и перевернуло моё представление о литературе в целом. Как можно словами так точно описать чувства?! Ремарк гениален.
0 2014-11-12 09:54

nina
Жизнь не столь реальна как "Три товарища". В этой книге чувствуешь живое дыхание. Острую боль. Эта книга живее настоящей обычной пошлой жизни.
0 2014-11-12 11:23

anton
И несмотря на то, что пошлости и жестокости жизни в книге с избытком, она не престает быть идеалистичной и романтичной.
0 2014-11-12 12:40

alles
И как читается оригинал? Многим отличается от перевода?
0 2014-11-12 16:09

anna
Очень рада, что нашла эту группу:) первая книга,которую прочитала - Три товарища... я не особый знаток литературы... но скажу одно: настолько явно переживаешь все эти чувства и эмоции, что становится даже не по себе:) потрясающая любовь... последнии страницы читала со слезами... первый раз читала книгу и плакала!
0 2014-11-12 17:52

nina
первая моя книга Ремарка и самая любимая...
0 2014-11-12 18:43

ksenija
По мне, так Вивьен Ли в свое время могла бы отлично сыграть Пат, особенно если учесть, что она сама болела туберкулезом...
0 2014-11-12 19:41

gretchen
Читала два раза - на русском, а затем и на немецком.. перевод ни в какое сравнение не идет с настоящим языком Ремарка.... есть в оригинале такие моменты, которые просто захлестывают своей невероятной художественностью... как будто какая-то волна тебя затапливает.... невыносимая нежность...

как я рыдала, когда погиб Ленц... бесспорно мой самый любимый герой у Ремарка, да и вообще - раз и навсегда...

читая по-немецки, я поняла, что мне очень нравятся и Робби, и Кёстер, и Пат...

Помню, как в немецкой книге оставалось две страницы до конца и я искренне и свято верила, что вот сейчас все будет хорошо, Пат выздоровеет... Как я плакала, когда она умерла... часа два...

Еще когда продали Карла...
0 2014-11-12 20:15

roza
Вот буквально неделю назад перечитала. Великолепно. Великолепно. Великолепно. Эта дружба. Эта любовь. Эти герои. Это самая невероятная книга. И сколько нового я там нашла, перечитав заново! Просто нереально.
0 2014-11-12 21:37

roza
А Ленц...да...Боже. Это идеал. Настоящий идеал.
0 2014-11-12 22:11

tanja
"Три товарища" прекрасное произведение! Нет слов........
0 2014-11-12 22:31

evgenij
Обажаю Ремарка! Мне кажется, хоть наше поколение конца 70-х слава богу не пережило ужас войны, но оно потерянное поколение. На стыке двух времен и устоев в 90-х. Развал, разруха, нищета, боязнь потерять хоть какую-то работу... желание уйти от реальности, поменьше думать, находить радость в элементарном существовании, во всяких мелочах, в старом добром роме, в присутствии рядом близкого человека... Три товарища сейчас читаю впервые. До этого много книг Ремарка прочел. Но три товарища похоже любимая!
0 2014-11-13 00:07

valentin
спектакль в современнике потрясающий.я рыдала!
0 2014-11-13 00:08

daddy
супер роман лучший, недаром его в школе заставляют учить, я сейчас перечитываю 4 раз, можно и больше былоб но конец неприятен.
0 2014-11-13 00:12

valentin
в школе????????мы не проходили Ремарка!
0 2014-11-13 01:16

anton
Не проходили. Давайте опрос устроим, проходили или нет) И еще подавляющее число людей читало эту книгу, согласно опросу, всего 1 раз. Или это самый непопулярный роман Ремарка, или перечитывать любимые книги среди любителей Ремарка вообще не принято. Не понимаю...
0 2014-11-13 03:12

lubov
Книга "Три товарища" просто супер. Очень нравится, ее можно перечитывать и перечитывать, очень интересное произведение, одно из самых любимых.
0 2014-11-13 06:55

gretchen
говорят, что в 9-м классе проходят "Трех Товарищей". И если бы у нас был тот учитель, что сейчас, мы бы обязательно его прошли...
0 2014-11-13 07:10

katerina
Я прочитала её за неделю...для меня это мой рекорд....Посоветовала учительница заруб.лит. и мне запало...обожаю Ремарка и эту КНИГУ!
0 2014-11-13 07:42

lilija
"Три товарища" самый любимый роман Ремарка, перечитывала много раз, как и многие другие любимые произведения.Хотя сейчас немного об этом жалею, я составила себе идеалы в соответствии с этой книгой и горько разочаровалась, не найдя в реальной жизни ни такой дружбы, ни такой любви, ни таких героев...
0 2014-11-13 08:37

igor
быть может, плохо искали?
0 2014-11-13 09:07

katerina
Кстати да....я нашла все из этой книги...и любовь...и дружбу....Все в мире существует...и всякое случается....не стоит делать выводы по своему окружению...
0 2014-11-13 09:19

natashka
Бесподобная книга! Самая первая и самая любимая... И все в ней настоящее - до последней черточки...
0 2014-11-13 09:20

katerink
я эту книгу прочитала от корочки до корочки - в прямом смысле этого слова, я не знала что еще в ней я не прочитала, все что было мелким шрифтом написано...все...
0 2014-11-13 10:01

urij
У нас в школе «Три товарища» проходили. Вот только очень уж быстро и только отрывками. Даже в хрестоматии были поданы только отдельные главы. Так что целостного представления о Трех товарищах... мы, увы, в школе не получили.
0 2014-11-13 10:25

jan
одна из моих любимых книг,но перечитываю с большим интервалом-уж очень мощная вещь
0 2014-11-13 10:27

dimon
Да, имхо самая классная книга! именно благодаря ей, я кажется понял, что такое любовь!
0 2014-11-13 10:31

ksenija
Одна из самых мною любимых книг вообще! Она- потрясающая, вместе с ней я начала читать взрослую литературу... К ней действительно хочется возвращаться - я читала её три раза... Когда читаю, сердце пронизывает такая тоска, но светлая грусть, и улыбаться хочется, а больше всё же плакать... Я чувствую запах сирени, и вижу Пат, и Готтфрида... ЭХ, начала вспоминать - не удержусь и прочитаю ещё раз....
0 2014-11-13 10:32

tatjana
А, кстати, сколько лет было Пат? Почему-то после первого прочтения романа с давних пор сложилось впечатление что 21-22. Перечитывала уже раз восьмой и все никак не могу найти ее возраст. Может первый раз мне просто показалось, или действительно где-то прочитала? Теперь мучаюсь этим вопросом. Помогите плиз...
0 2014-11-13 11:17

elena
мне оооочень понравился роман. долго плакала когда умерли ленц и пат...
0 2014-11-13 11:22

ludmila
читала 2 раза......"Я уже не был один. Теперь где-то там на юге, за горизонтом, ревел мотор. За туманом по бледно-серым дорогам летела помощь, фары разбрызгивали яркий свет, свистели покрышки, и две руки сжимали рулевое колесо, два глаза холодным уверенным взглядом сверлили темноту - глаза моего друга..." Уже в этот момент сердце разрывало, от переизбытка эмоций...
0 2014-11-13 12:24

aleksej
посмотрел сегодня фильм в кено- дерьмо
0 2014-11-13 12:44

irina
КУСТ СИРЕНИ

- Я помешан на сирени, - сказал Ленц. – Для меня сирень – воплощение тоски по родине. Весной тысяча девятьсот двадцать четвертого года я как шальной снялся с места и приехал из Рио-де-Жанейро домой – вспомнил, что в Германии скоро должна зацвести сирень. Но я, конечно, опоздал. – Он рассмеялся. – Так получается всегда.

Передо мной за окном куст сирени. Ветер мягко раскачивает его жесткие ветви, клонящиеся под тяжестью цветов. Этой весной сирень особенно хороша. Ее густой тягучий аромат проникает в комнату, окутывая каким-то дурманящим облаком сладкого запаха. Когда его вдыхаешь поглубже, то кружится голова от вдруг появляющейся горечи цветов.

Здесь, в комнате ветер не ощущается, потому кажется, что сирень за окном кивает мне в ответ, соглашаясь с ничтожностью шага между сладким и горьким, счастьем и отчаянием. Ее срывают как в красивые пышные букеты в подарок, так и сажают на кладбище. Это величайшая мудрость, которая может быть в цветке. Но у меня есть небольшой глупый секрет. Он только мой и ничей больше, возможно, от того для меня это истина. Аромат сирени существует вне природы. Сирень – дыхание произведений Ремарка. Их философия, суть и смысл.

…Три товарища. Роберт Локамп, Готфрид Ленц и Отто Кестер. Школьные приятели, фронтовые друзья и, наконец, совладельцы авторемонтной мастерской, пытающейся выжить в зыбком времени без завтрашнего дня. Нужда убеждает лучше самого красноречивого оратора, потому чертовская уверенность в политике заменяет Германии потерянную уверенность в повседневной жизни. Многое смешалось, ответы уже ни к чему. Городское кладбище служит местом свиданий влюбленных, свобода пугает, а нужда, страдание и отчаяние вплотную граничат с сытостью, леностью и праздностью. Маяки погасили. Каждый выплывает сам.

И вдруг сквозь сумерки безверия просыпается тоска по огню, согревающему путь человека. Не блуждающему свету, лживо сулящему избавление от всех горестей, а мягкому теплу, спасающему от стужи сейчас и здесь. Такова дружба Кестера, Ленца и Робби, их общая нежная привязанность к гоночному автомобилю Кестера – верному «Карлу», призраку шоссейных дорог, как они окрестили его. Такова любовь Роберта и Патриции Хольман. И если скупой пекарь заказывает роскошный портрет жены лишь после ее смерти, хвастая заботой о памяти супруги, то сколь же бесконечно искренни слова Роберта, обращенные к Пат:
- Ты любишь меня?
- Нет. А ты меня?
- Нет. Вот счастье, правда?
- Большое счастье.
- Тогда с нами ничего не может случиться, не так ли?
- Решительно ничего.

В мире, где больше нет маяков, дар дружбы и любви слишком ценен, чтобы выставлять его напоказ, словно дорогую, но никчемную безделушку в освещенной неоновым светом витрине магазина. Нечего отнимать, когда ничего нет… Не купить за все сокровища мира спокойную уверенность рук Кестера, ведущего своего «Карла» по опасной дороге. Не купить разгоняющее тоску подтрунивание над друзьями «последнего романтика» Ленца. Не купить тех цветов, что в парке или церкви срывал Робби в подарок Пат. Не купить ее искренней радости в улыбке каждому новому дню… Бывает, дружба и любовь соперничают друг с другом, но только не здесь. Пат, Робби, Кестер, Ленц, «Карл», - последнее прибежище чего-то более осмысленного и правильного, чем пыльное обывательство.

Но есть вещи, которые случаются, а мы ничего не можем изменить. Тогда все разлетается на осколки. Мы словно обречены терять и всюду опаздывать, не зная, существует ли прошлое, настоящее и будущее одновременно; и остается ли в нас то, что кажется потерянным, и если так, то значит ли это, что ничего не было напрасным в том, что мы привыкли считать жизнью?..

Это не покорность и не борьба, а что-то за их пределами, извечный инстинкт, дремлющий в человеке. Так с мрачной решимостью в безмолвии жалкой ночи рыскали Кестер и Робби, желая одного – отомстить за друга. Так с отчаянным весельем танцевала на празднике бледная Пат среди людей, знающих, что умирают не только от ран, а температурной линии, идущей в самый верх правого угла листа бумаги. Так ничего не ска
0 2014-11-13 13:13

irina
сказав Роберту, Кестер продал последнее, что у него осталось – свой гоночный автомобиль. Нет, это больше, чем дружба и любовь. Это что-то, что лежит за сердцем, за умом, за характером, и без чего сердце, ум и характер были бы пусты.

…Весной в Германии по-прежнему зацветает белая сирень, наполняя дурманящим ароматом близлежащие скверы и площади. Нередко прохожие приносят ее цветы домой, украшая комнаты. Тогда кажется, будто сирень была в них всегда.
0 2014-11-13 13:48

anna
Эту книгу надо бы всю разобрать на цитаты! есть моменты, над которыми похохочешь, но уже после того момента, когда у Пат был приступ в летнем домике, закрадывается подозрение, что кончится-то всё плохо... Вообще, удивительная книга, но тяжёлая, конечно. И, несмотря на это, хочется её снова и снова перечитывать... \
0 2014-11-13 13:55

tatjana
Моя настольная книга,учит настоящим вещам в жизни ....А на роль Пат я вижу Чулпан Хаматову,искренний чистый взгляд,таже тайна.
0 2014-11-13 15:07

anton
Да если возвращаться к избитой теме роли Пат (никого другого из героев даже не пытались подвести под кастинг:-), то мне вспомнилась Хизер Грем. Можете кидать в меня камни)
0 2014-11-13 17:27

sergej
Нет! Эта книга слишком хороша что бы снимать по ней фильм! только все испортят!
Кстати, одна из 3 моих любимых книг!
Читал много раз, и каждый раз моему возмущению нет предела... Зачем убили Ленца?! Это ведь самый лучший герой во всей книге!
0 2014-11-13 18:21

zakir
Одно из самых любимых произведений.
To Валентина Тылочкина и Татьяна Цветкова? согласен с вами обеими. Смотрел спектакль в "Современнике" с Чулпан Хаматовой - это просто нечто! Эй удалось передать все так, как описано в книге.
0 2014-11-13 18:30

jan
Да, Ленца жалко... Последний романтик... А насчёт фильма, то почему бы не сделать так, как было сделано с "Мастером и Маргаритой" - просто полностью пересказать книгу?
0 2014-11-13 18:54

lusja
Честно говоря,меня всегда удивляет, что всем так нравится книга "Три товарища". Это была моя первая книга Ремарка, я с трудом читала ее, но все перевернулось как раз на том моменте, когда Роберт впервые встретил Патрицию. Именно с этой книги проснулась моя любовь к творчеству этого автора. Но, прочитав все его произведения, я могу сказать, что есть вещи гораздо сильнее, на мой взгляд, как "возлюби ближнего своего", "ночь в лиссабоне" или "жизнь взаймы". Несмотря на то, что drei Kameraden - мое счастливое знакомство с писателем, - эта книга , в принципе, легче воспринимается, чем другие. поэтому ее читают повсеместно и называют в числе любимых, приводят фразы, ставят спектакли. я считаю, что у Ремарка есть произведения, которые надо читать более вдумчиво, они сложнее - и что же? по ним до сих пор нет ни фильмов, ни спектаклей. обидно! мне кажется, особенное восхищение книгой drei Kameraden вызвано в большей степени потому, что она слишком романтична и трагична одновременно, она легче читается, там немного философии, если сравнивать с другими произведениями Ремарка, которые цепляют, на мой взгляд, гораздо сильнее. Невысказанные мысли, философия любви, сокрытие чувств, верность, правда, обман, восприятие жизни и смерти - все это для меня в данном произведении лишь поверхностно затронуто по сравнению с другими его книгами, где она острее разывивается (тени в раю). Это мое мнение
0 2014-11-13 20:22

kristina
...- в том-то все и дело, - ответил я.-Подробности великолепны, но целое лишено всякого смысла. словно оно было созданное каким-то существом, которое при виде чудесного многообразия жизни не додумалось ни до чего лучшего, как попросту уничтожать эту жизнь.
- но и обновлять тоже,- сказала Пат.
0 2014-11-13 21:13

anton
Странно, мне казалось, что в этом эпизоде напрямую говорилось о боге, может показалось...Может переводы политкорректные) Надо перечитать эпизод)
0 2014-11-13 21:16

jan
Обожаю эту книгу. На мой взгляд - самый антивоенный роман. Жизнь товарищей испорчена войной, Пат умирает из-за туберкулеза, причиной которого стал голод во время войны, все второстепенные персонажи - тк или иначе затронутые войной очень несчастные люди. И, в конце концов, Ленца убивают перые нацисты, то есть еще одна война уже забирает жизни!
0 2014-11-13 23:08

alla
odno is moich lubimich proisvedenij..
0 2014-11-13 23:22

anna
дружба!..она важнее, чем любовь!..
Добавить комментарий