смотря что.Искра слишком тяжела,Триумфалка слишком мыльна,Три Товарища есть в рекомендуемых книгах на лето...Ну разве только что Чёрный обелиск,и то отрывками...А лучше Время жить....
Думаю, стоит включить "На западном фронте без перемен". И "Возвращение" (хотя книга жесткая, на мой взгляд). Очень нужен антивоенный пафос.
А насчет вместо кого - очень много времени в школьной программе тратится на Шолохова, а Ремарк, думаю, полезнее.
можно было бы включить отрывки из На Западном фронте в какую нибудь школьную хрестоматию, во внеклассное чтение - Три товарища. От себя бы ещё добавила Время жить и время умирать - отрывки посвященные описанию жизни во время войны в Германии, чтобы школьники ознакомились с этой стороной вопроса.
Согласна с отрывками... в старших классах.
Навязывать как Войну и Мир не надо ни в коем случае...Иначе,кроме ненависти к тем,кто много писал, в школьниках ничего не появится к Ремарку)
Jullie *von Niedereneustadt* Lebendsvoll, согласна с Вами. К тому же для тех, кто пргодолжит обучение на факультетах, связанных с литературой или языкознанием, Ремарк будет одним из обязательных к прочтению авторов.
Школьная программа рассчитана на среднего типического ученика. К сожалению, не все из них способны оценить того же Ремарка...
Насчет Шолохова тоже соглашусь. Навязывание еще того советского мировосприятия на сегодняшний день не актуально. Ценности изменились.
Ни в коем случае нельзя Ремарка в школьную программу! его нужно самому открыть и прочувствовать... а не читать в сокращенном пересказе, потому что "целиком - лень"! много ли произведений из "обязательных" Вы искренне полюбили на всю жизнь?? я, кроме Булгакова, пожалуй, больше и ничего=((
Конечно,у каждого свой вкус и предпочтения.Но для меня Ремарк-один из тех немногих писателей, представителей художественной литературы, кто не наводит скуку,после прочтения 2-3 страниц.Ремарк читается на одном дыхании.Как свежий ветер,его произведения проходят через сердце и душу,наполняя разум мыслями.Считаю,что Ремарк должен быть в школьной программе.Т.к. его произведения не возвышенны,жизненны,реальны.В них не так много "высокого",в них много Жизни.
Дина Чикова.
Смех смехом,а чем дальше,тем меньше дети будут читать.Если я пять лет назад в школе-читал програмную литературу,и ещё несколько человек в классе читали,то в будущем, через пару лет, таких "чтецов" на всю школу пару человек наберётся.Печально.
А вообще многие школьные произведения-трудны для понимания,это не только школьники скажут=)
О Ремарке.Я считаю что в 10-11 классе-вполне допустимо.Ведь "Три товарища" это не "Война и Мир" Л.Н.Толстого.
То кто интересуется-точно прочитает,а тот кому не интересно-и всех остальных читать не будет.
у нас в классе обсуждения наиболее интересных книг из школьной программы всегда превращались в жестокие баталии между сторонниками той или иной точки зрения.
мне даже страшно представить, во что бы превратилось обсуждение "Триумфальной арки")
так что лучше читать и разбираться самостоятельно
Как филолог могу добавить: Ремарк в школе необходим, слишком поверхностно изучается зарубежка вообще, а отношение к войне в частности. Представление должны иметь в любом случае.
насчёт Шолохова - согласен полностью!
"Но если посмотреть на школьную программу,что там есть?"Сказки" Салтыкова-Щедрина,"Кому на Руси жить хорошо" и даже Мертвые Души"
Вот-вот,из Некрасова мне например кажется актуальным лишь "Железная дорога",да ещё Русские женщины...А вот насчёт Салтыкова-Щедрина не согласен!Мы только сегодня разбирали "Как один мужик двух генералов прокормил" - это всё ещё актуально,только вместо мужика - мы с вами...
А мне кажется, что Ремарк - это нечто личное, поэтому в школьную программу не советую вносить! Школьную программу надо полностью пересмотреть, многие произведения не совсем подходят для осмысленного восприятия школьников. По себе знаю: Достоевского открыла для себя только в институте, как и Булгакова, а уж про литературу серебряного века нечего и говорить! Для изучения произведений таких писателей, как Ремарк, достоевский, Булгаков, Экзюпери (даже!), нужна осознанность, глубизна! Поверхностно их изучать - кощунство!
Действительно, Анастасия! Ремарк это что-то невероятно личное. Вот я бы не смогла встать,например, и рассказать перед всем классом о том, какие чувства вызвала во мне финальная сцена Трех Товарищей.... и всё прочее в этом духе...
Рад, что так много молодых людей рассуждают здравомысляще и пишут искренне. № 25, 28,29, (Миша Алексеев и девушки) - всё верно. Категорически против Ремарка в школе. Это же писатель для сугубо личностного восприятия. А в школе будет что-то типа профанации, формализации - вплоть до чувств. Здесь в клубе кажый делится своим мнением, впечатлением, как свободная личность. А в школе - отчёт перед учителем за оценку. Есть разница? Удивляюсь людям, которые скажут, что разницы нет. Программа в школе сейчас по литературе, как и по истории (видно из взглядов, воззрений молодых людей) - всё ещё как социалистическая отрыжка. Просто бред и преимущественно социалистическая интеллектуальная порнография. Ничего не остаётся, как сказать - будьте бдительны и смотрите, какой кашей Вас кормят в школе. А ещё кто-то в это ... хочет и Ремарка втащить и всё изгадить. Нечего сказать - любовь к произведениям Ремарка и благодарность ему.
А мне бы не хотелось, чтобы Ремарка в школе изучали. Я вот вспоминаю, что очень не любила читать то, что было положено по школьной программе, и наверняка Ремарка бы пропустила.
Ремарка для себя я открыла уже в университете. И наверное, хорошо, что так.
я считаю,что в школьную программу можно включить роман "Черный обелиск", "Три товарища"..А если честно,то я бы, хотела,чтоб в школе проходило углубленное изучение творчества Эриха Марии Ремарка. Это не менее достойный писатель, чем остальные и он заслуживает того,чтобы люди,начиная еще со школьной скамьи, впитывали те истины,которые он открыл нам. На мой взгляд,книги Ремарка учат многому-они заставляют нас по-новому взглянуть на войну, по-новому увидеть солдата и солдатскую жизнь. Ремарк показывает нам, что на ВРАГА можно взглянуть не только со злостью и со слепой ненавистью. Ремарк показал,как надо любить и дружить. Я думаю,что те положительные качества людей, которые воспеты писателем в его бесценных романах, должны быть увидены подрастающим поколением!Это важно-научить понимать,научить преодолевать, дружить,любить и не сдаваться!
Я когда-то расстаивалась, что в школьной программе нет Ремарка, да и некоторых других иностранных авторов, но теперь, уже заканчивая школу, я этому даже радуюсь. У меня школа почти убила интерес к нашей классической литературе. Мне жутко становится от мысли, что мне бы учитель говорил что-то про МОЕГО Ремарка, рассказывал что он хотел сказать тем или иным событием и тп. Ремарк - это то, что я читаю исключительно для себя, а не потому что меня завтра спросят на уроке, и я никому мне позволю просто заставлять стереотипно думать о его книгах, как это обычно бывает в школе.
Хм..насколько я помню - у нас в школе Ремарк был - на уроках МХК - так как Ремарк - один из свмых известных зарубежных писателей) помоему мы читали "На западном фронте без перемен" Естессно никто не слушал и не проникся=) Думаю что Ремарка нужно самому взять и прочитать! "Насильно люб не будешь"
Единственная, на мой взгляд, проблема заключается в том, что восприятие Ремарка слишком субьективно, чтобы обсуждать его творчество с учителем, профессия которого включает в себя навязывание своей точки зрения. Поэтому пусть уж лучше входит в доп литературу, но не желательную, а обязательную!
"На Западном фронте без перемен"! в 10 классе можно смело приступать к изучению этого произведения. там по истории как раз Первую Мировую проходят.... а вообще, лучше если бы всё задавали прочитать как доп. литературу! ну еще бы не мешало немного обсудить в классе, ведь можно немного чего то не понять...)
а мы проходили "На Западном фронте без перемен" классе в 7 или в 8=)В учебнике был мааленький отрывок,который практически не дает представления о произведении.
Включить Ремарка в школьную программу равносильно тому, как если бы у подростков просто отняли его книги: все, что попадает под планку "обязательного чтения", как правило не вызывает у школьников никакого интереса, и даже наоборот, отталкивает. Так что люди просто пропускают мимо себя многие литературные произведения, а если и читают их, то, закрывая книжку, не чувствуют никакой тяги к ней, а если еще и двойку за знание текста (к примеру) схлопочут, то и вовсе поставят крест на этом авторе и его книгах.
Совершенно согласна со всеми, кто говорил о личном восприятии Ремарка, его романы постигаются "душевным" прочтением, каждый открывает в его произведениях что-то свое, и не все захотят делиться своими чувствами с классом (особенно, если вокруг сидят несколько не очень умных людей, которые только вчера узнали, что есть такой писатель, как Э.М. Ремарк), а тем более, доказывать преподавателю, что твои чувства не совпадают с его методичкой...
Кстати, должна сказать, что я совершенно не согласна с Live >< Evil (#25), "Мертвые души" и "Сказки" Щедрина, ого-го-го как актуальны в нашей стране, и сейчас, и останутся таковыми в будущем! Героев этих книг (с проявлением тех или иных черт) часто можно встретить среди весьма немалочисленного населения нашей страны да и описанные "события", пускай и в других условиях, имеют тенденцию регулярно повторяться.
Не думаю, что многие школьники поймут "Три товарища", да и согласна с многими комментариями, что Ремарка стоит на сугубо личном восприятии изучать, а в школе действительно идёт навязывание чужой точки зрения
ну, не знаю, можно и не разбирать, но хотя бы советовать для прочтения для того, чтобы школьники вообще узнали о существовании Ремарка. а про точку зрения согласна полностью... сама страдала от этого в школе...
а я в школі прочитала "Земля обетованная" і була просто в захваті. зрозуміла. обов'язково б включила цю книгу ло програми. хто захоче - неодмінно зрозуміє.
Я бы не хотела...очень не хотела бы. Мнения учителей всегда портили мое представление о книге,все это размусоливание,оно ни к чему...Ремарка для души читать надо,а не для оценки в дневник..
С учителями вообще беда... У меня до страших классов была такая интересная дама...спрашивала: Какое твое мнение по поводу такого-то эпизода?
Ученик отвечал,какое ЕГО МНЕНИЕ,на что она любила сказать: нет,ты неправильно считаешь! Ты должен считать вот так...
и навязывала старательно наше мнение..
Я думаю, что не стоит включать Ремарка в школьную программу. Основная часть школьников его просто не поймет. Да и потом, когда тебя насильно заставляют читать книги, пропадает всякое желание вникать в их суть.
Звичайно твори Ремарка необхідні у шкільній програмі, так само як і твори інших авторів "втраченого покоління". Але вони важкі для дитячого сприйняття, тому спочатку взагалі непогано було б реформувати всю систему освіти в Україні.
Преподавание литературы в школе, целиком зависит от учителя литературы. И не редко именно от него, а не от программы зависит будет ли человек читать, что либо после и если будет то что. И не один автор при типовой методике обработки его произведения на уроке. Ничего к это не добавит и не убавит. От школьной программы лучшие впечатления у меня остались, от тех книг которые я или читал до прохождения в школе или то шо было в доп литературе на лето. А вот более мелкие произведения; рассказы, стихи. На мой взгляд имеют смысл. Ибо тех же поэтов я бы если б не школьный курс пропустил бы не мало.
согласна, что все зависит от учителя. нам, помню, так преподавали, что читать не хотелось, а вот летом да, просто взахлеб! я долго не хотела себе признаться, что нам плохо преподают литературу, а в 10 кл. поняла всю нелепость - поняла, что нам давали такие поверхностные знания.... просто как-то учитель заболел и нам его заменял из др класса и та показала, что мы ни х... не знаем - даже анализ лирического произвед - говорим и пишем воду. так что если препод способен донести до ученика свой предмет - будь то литература или физика - слушающий его не только поймет, но и полюбит и душой проникнется.а те, кто за деньги пашет или просто недоучились в свое время,ничему нас не научат.
согласна, что когда заставляют - редко чего читать охото. я обычно хитрю - тупо краткое содержание читаю) потому что иногда ни времени, ни желания нет читать то, что надо (тем более, что нам на ффж столько художеств. литературы задают, что рехнуться можно).
Считаю что стоит, так как в любом покалении находяться приверженци фашизма, "Время жить и время умерать" в 10-11кл. ("Искра жизни" очень тяжелая, хотя она очень расскрывает тему фашизма)
Стоит, но очень осторожно. Есть "странные" дети читают список литературы на лето, по крайней мере, пока я училась ещё были такие. Мне кажется туда стоит вставить "Три товарища", причём в числе первых и "Искра жизни" тоже должна там быть, только с предупреждением не для слабонервных, как ни странно сейчас наоборот многие на это купятся, любят смотреть ужастики всякие, а здесь насилие, которое рождает ненависть к насилию.......... Хотя может быть моя мысль и бредовая)
А нам учительница посоветовала прочитать "3 товарищей", но её совета я не послушал и прочитал это произведение месяца через два!
эхх...а так бы мог пару хороших оценок получить, ведь книга понравилась:)
Мне кажется триумфальная арка очень "взрослое произведение" и для юношеского неокрепшего ума не подойдет. По крайней мере в том возрасте я её совсем не понял. А вот 3 товарища - другое дело.
Мне кажется, "Триумфальную арку" стоит включить в программу 11 класса, она бы прекрасно проиллюстрировала эпоху между двумя войнами, как раз изучаемую в это время на уроках истории.
А я иду в девятый класс,вот недавно познакомилась с Ремарком благодаря трем товарищам.и я бы не хотела чтоб эту книгу проходили мы в школе.потому что у нас в классе наверное из любящих читать только я.и финал трех товарищей я читала очень тяжело,почти плакала.и я бы не хотела чтоб многие из моего класса относились к произведению с пофигизмом,как чаще всего и случается.
Я бы вообще просто в школе давала биографию и афоризмы писателей,
а потом кому-то из учиников понравилось ктоо-то понрав. тот туда и
углубился.просто школа иначе дает очень поверхностных
и обыденных авторов, которых читают кому не лень.
нужно как-то индивидуальность развивать.
кто знает может если бы я не нашла в бардаке на балконе
пыльную потрепаную книгу "Тени в раю" я вообще бы
не узнала о Ремарке, т.к. в школе он нем молчали.
Марина Лебедева, в школе дают Достоевского, Чехова, Булгакова, Пушкина, Лермонотова, Толстого, Тургенева - они, что поверхностные и обыденные. Я люблю Ремарка, его можно рекомендовать читать, но это, как вы заметили, индивидуально, а для более менее нормального представления о культуре своей страны даются вышеперечисленные мной авторы.
Надежда наверное я все таки не правильные подобрала прилагательные.
просто Достоевский, Пушкин, Толстой....это в России самые известные писатели, их читали все, о них говорили все, и кто-то и сейчас говорит и обсуждает.т.е. если ты живешь в России ты по любому о них узнаешь, и что-то может прочитаешь.
а вот французские писатели, немецкие, датские, английские...в основном остаются без внимания, и подростку трудно о них узнать, так может случайно где-то.и приходится самостоятельно искать что-то где-то, находить понравившихся авторов, читать их и читать авторов которых они любили.если бы в школе давали Ремарка, на много бы больше людей его сейчас читали, и кому-то бы он очень нравился и полюбился бы, а так может они ни когда о нём и не узнают.
Я Ремарка начала читать будучи в 10 классе..да и сейчас я в 11. было бы неплохо, если бы Ремарка в школе проходили.
не знаю, на счет того, что многие говорят, что в более взрослом возрасте поняли и оценили произведения. я читаю, мне нравится, какой-то смысл я вижу..хотя наверно, ещё через несколько лет всё будет ещё немного ближе.
Большие произведения вряд ли стоит, как мне кажется... Каждый раз, когда перечитываю, нахожу иной смысл... Не все, как я, могут перечитывать... Лучше что-нибудь не очень большое, но тем не менее очень емкое... "Враг", например...
согласна, с Екатерина ***ПчЁлКа*** Чуваткина. до произведений Ремарка нужно дорасти. как и до многих, которые нам впихивают в школьную программу. а вот отрывки из "трех товарищей" мы читали в оригинале на уроках немецкого.
Неужели в школьную программу до сих пор не включили Ремарка? Еще в 1995 году мы проходили его в выпускном классе (прошу заметить - не факультативно). Хотелось верить, что через 15 лет это уже станет общей практикой. Когда же ещё у человека формируется мировоззрение, как не в "школьные годы чудесные"? Господа высказывают мнение о том, что не все учащиеся смогут понять эти произведения. Но это же не значит, что не надо предоставить им такого шанса. Главная задача предмета Литература в школе не добиться досконального понимания книги, а выработать у человека привычку читать и анализировать. Для этого необходимо предоставить многообразие авторов. Поэтому и Шекспир, и Вольтер, и Хемингуэй, и, конечно, Ремарк - всё во благо.
Элеонора, многие произведения в школьной программе просто, грубо говоря, навязываются ученикам... и нет никакого желания с ними знакомиться. типа того же - "Война и мир"... сейчас мало кто это произведение читает... или "Тихий Дон". неинтересо преподносят. поэтому, может быть лучше самостоятельно с ними знакомиться.
#81: Позволю себе не согласиться! Я искренне надеюсь, что мировоззрение формируется не только в школьные годы, и уж, конечно, не за счет сентенций, выдаваемых учителями! Я тоже абсолютно убеждена, что понять Ремарка на уроках литературы сможет далеко не каждый школьник, да и вырабатать у человека "привычку читать", на мой взгляд, невозможно. К тому же, читать Ремарка, не надеясь на доскональное понимание книги, только для получения навыков анализа прочитанного, просто преступление)!
Хочу тоже выразиться,тем более,что я еще как раз в школе.
Ну, во-первых школьная программа подобрана неправильно. Главный аргумент многих здесь отписавшихся - школьники не поймут Ремарка, и т.д. и т.п. Но ведь тогда надо убирать Достоевского,Толстого,Булгакова и многих других. По-моему, "Война и мир" будет даже потрудней,чем некоторые романы Ремарка.
Во-вторых, особенно в старших классах можно было бы преподавать "Три товарища",например. Мы сейчас почти месяц по литературе проходили какую-то арабскую сказку, которая даром никому не не нужна, а ведь можно было изучить историю о дружбе,любви.
Вопрос даже не в том, что преподавать, а в том, как! Каждый ли учитель литературы сможет грамотно, не навязывая собственное мнение и общепринятые стереотипы, обсудить со школьниками столь сложные произведения! Фантастика Булгакова, разумеется, легче)
Олег, вы привели замечательный пример! Лично я "Войну и Мир" прочитала уже после окончания школы, а многие, я уверена, не прочитали и до сих пор....Такие произведения тяжелы для восприятия, поэтому вгонять их в рамки школьной программы, где основная цель для большинства - это сочинение и пятерка, а также во временные рамки для прочтения, не самая лучшая идея на мой взгляд!
Любовь к чтению нельзя привить или заставить появиться! Такого рода чувство или возникает само, или, как это ни печально, не возникает вовсе....)
Я была бы руками и ногами за введение в школьную программу произведений Ремарка! По-моему, стоило бы включить "Возлюби ближнего своего" - книга просто потрясающая, и читается очень легко! Просто не можешь оторваться!
#85 +1. Ремарка нельзя в школьную программу никак сейчас включать. Я школу недавно закончил, и вот: если литературу сейчас "правильно" (в смысле по государственной программе) преподавать, к книге сложно привить у школьников уважение и интерес. Потому что в ней (программе) написано "правильное" мнение по каждому из обсуждаемых вопросов, часто навязываемое, что неприятно. Книгу всё же Ремарк писал, а не министерство образования. А негативные ощущения у многих остаются.
Любовь к чтению должна прививаться, именно прививаться итересными книгами а не теми, которые рекомендует МИНОБРАЗ. Ремарк в этом случае самый подходящий вариант. Вполне можно было-бы включить "Три товарища" - в ней нет ничего крамольного и стереотипного. Я сам читал её, ещё учась в школе и как-раз четко понимал контраст между тем "правильным" и "стереотипным", которое давали мне тогда в школе и тем, что действительно интересно было читать.
Нынешняя программа действительно плоха тем, что вызывает у некоторых полное отторжение к чтению. Очень много к сожалению людей, которые отвергают чтение книг в принципе.
Могу сказать, что сама учусь в одиннадцатом классе. У нас в программе есть "Три товарища". Летом прочитала полностью. Произведение очень поразило, поэтому прочитала еще и "Жизнь взаймы". Знаете, не могу согласиться, что программа навязывает что-то. Все зависит от самого ученика. Рада, что в программе есть Ремарк, так как неизвестно когда бы я ознакомилась с его творчеством.
я думаю,если бы он был в школьной программе,то не с таким наслаждением его читали бы!
да и каждому человеку нужно свое время прочтение книги Ремарка...
нужно в программу на лето включить ещё произведения
хотя, знаете
рекомендуй - не рекомендуй, читаю только те, кто и так увлекается литературой
всем остальным до лампочки
разве что можно фильмы им показывать...
Я согласна с Алексеем Булгаковым. По- моему, наша школьная программа уделяет ничтожно мало времени зарубежным классикам. Да и своих проходим галопом. Что касается современной прозы: о ней даже речи не шло в моей школе.
С другой стороны вспоминаю о том, что сам предмет"Литература" нравился примерно 10% учащихся.
В то же время
многое зависит и от преподавателя.
Также могу утверждать, что смысл пройденных произведений открывался благодаря всевозможным рецензиям.
Школа - даёт лишь знакомство. А дальше: всё в твоих руках!
могу предположить, что нынешняя школьная программа по литературе мало чем отличается от программы 90-ых..
если я не прав исправьте меня)
по-моему следует включить больше современной прозы: Мураками, Берджесса, Баха, Исигуро..
ну и Ремарка побольше, так как у меня в программе вообще его нет
В нашей программе его не было...Может, и к лучшему. Я рада, что открыла его самостоятельно, а не потому, что в школе задали.
Вместо чего лучше было бы проходить? даже не знаю. Были, на мой вкус и возраст тяжелые и скучные произведения. А вот "Тихий Дон" зацепил очень сильно. Одно из любимых произведений
Жаль, конечно, что не в каждой в школе проходят Ремарка. Но это, скорее всего, правильно: немногие смогли бы его оценить, показался бы тяжелым, слишком философским. И потом, в его произведениях освящается слишком широкий круг проблем - дебаты затянулись бы не на один урок)
Хотя "Три товарища", наверно, идеальное хрестаматийное произведение. Можно было бы его включить, для ознакомления с творчеством