Позвольте мне открыть тему, само название которой может показаться многим из вас кощунственной. Поэтому сразу хочу оговориться. Во- первых, я сам почитатель писателя с довольно приличным стажем. Во- вторых, попросил бы прокомментировать сообщение только людей с определённым жизненным опытом. Юношеская категоричность в защите писателя никому не нужна- он в ней не нуждается.
Ещё лет десять мой отец говорил мне, что ремарковские книги как приятны для неопытного читательского воображения, так и опасны.он просил меня показать ему пару- тройку взрослых людей, живущих по ремарковским принципам ( а ведь читают его миллионы, и несомненно в большинстве своём молодёжь). Таких людей нет, говорил отец. Арсенал ремарковского художественного мастерства велик; неопытный читатель не только с головой погружается в литературу, но и стремится подражать его героям, потому что это так психологически приятно, даже осанка становится прямее...
И тут появляется проблема. У среднестатистического российского читателя нет той военной закалки, через которую пошли практически все герои ремарковских книг. Вокруг них нет хотя бы двух- трёх таких же закалённых, но при этом добрых нравственных сентиментальных друзей. Что касается подсознательного наделения первой серьёзной симпатии (где- нибудь в старших классах) качествами Патрисии Хольман- тут я вообще молчу. А есть у среднестатистического российского читателя в соответствующем возрасте только юношеская горячность в стремлении следовать жизненным ориентирам...
Вот поэтому, говорил мне отец, я отношусь к Ремарку неоднозначно. Пережив детскую влюблённость в него и недетские разочарования в связи с этим позже, он, как и многие его ровесники, сохранил к творчеству Ремарка нежность (а кто упрекнёт писателя в неискренности? он ведь вправду это всё проходил- и войну,и изгнания, и алкоголь. и личные драмы), но перечитывает его крайне редко.
Я не буду вас утомлять своими полудетскими адвокатскими речами. Они не были особенно интересны даже моему отцу. Вечерами ему было интереснее читать книги. Другие книги. которые, собственно, сейчас читаю и я.
И скажите мне, не было у вас в жизни ненадёжных друзей, которых вы наделяли качествами Отто Кестера? и чем это заканчивалось? Про влияние образа Пат на неокрепшие юношеские умы я говорить даже не буду... А ведь бывает и наоборот. У меня был товарищ, пытавшийся следовать ремарковской морали в девяностые годы прошлого века. Не имея закалки этих парней, он жил всеми этими цитатами. не имея ни малейшего жищненного опыта, не отслужив элементарно в армии, он жил жизнью ремарковского доброго усталого сильного героя. Я ещё помню. как он женился на женщине много старше себя с ребёнком. На тот момент,видимо, она казалась ему если не Пат, то Жоан Маду... помните, как Морозов советует Равику воспринять деревянную статуэтку как сигнал о помощи? И вот мой девятнадцатилетний товарищ в равиковских латах эту помощь и оказал... Как они разводились через пару лет, я уже не помню- я тогда переехал. Знаю, что плохо они разводились. Ребёнка было уже два...
Человек не выдержал испытания литературным образом.
Видимо, поэтому я и открыл эту тему.
Спасибо за внимание.