Возможно ли отрицательное влияние ремарковской героики на неокрепшие умы читателей?

автор
pavel
Опубликовано: 2014-10-17
Блог: Из жизни
0
Возможно ли отрицательное влияние ремарковской героики на неокрепшие умы читателей?Позвольте мне открыть тему, само название которой может показаться многим из вас кощунственной. Поэтому сразу хочу оговориться. Во- первых, я сам почитатель писателя с довольно приличным стажем. Во- вторых, попросил бы прокомментировать сообщение только людей с определённым жизненным опытом. Юношеская категоричность в защите писателя никому не нужна- он в ней не нуждается.
Ещё лет десять мой отец говорил мне, что ремарковские книги как приятны для неопытного читательского воображения, так и опасны.он просил меня показать ему пару- тройку взрослых людей, живущих по ремарковским принципам ( а ведь читают его миллионы, и несомненно в большинстве своём молодёжь). Таких людей нет, говорил отец. Арсенал ремарковского художественного мастерства велик; неопытный читатель не только с головой погружается в литературу, но и стремится подражать его героям, потому что это так психологически приятно, даже осанка становится прямее...
И тут появляется проблема. У среднестатистического российского читателя нет той военной закалки, через которую пошли практически все герои ремарковских книг. Вокруг них нет хотя бы двух- трёх таких же закалённых, но при этом добрых нравственных сентиментальных друзей. Что касается подсознательного наделения первой серьёзной симпатии (где- нибудь в старших классах) качествами Патрисии Хольман- тут я вообще молчу. А есть у среднестатистического российского читателя в соответствующем возрасте только юношеская горячность в стремлении следовать жизненным ориентирам...
Вот поэтому, говорил мне отец, я отношусь к Ремарку неоднозначно. Пережив детскую влюблённость в него и недетские разочарования в связи с этим позже, он, как и многие его ровесники, сохранил к творчеству Ремарка нежность (а кто упрекнёт писателя в неискренности? он ведь вправду это всё проходил- и войну,и изгнания, и алкоголь. и личные драмы), но перечитывает его крайне редко.
Я не буду вас утомлять своими полудетскими адвокатскими речами. Они не были особенно интересны даже моему отцу. Вечерами ему было интереснее читать книги. Другие книги. которые, собственно, сейчас читаю и я.
И скажите мне, не было у вас в жизни ненадёжных друзей, которых вы наделяли качествами Отто Кестера? и чем это заканчивалось? Про влияние образа Пат на неокрепшие юношеские умы я говорить даже не буду... А ведь бывает и наоборот. У меня был товарищ, пытавшийся следовать ремарковской морали в девяностые годы прошлого века. Не имея закалки этих парней, он жил всеми этими цитатами. не имея ни малейшего жищненного опыта, не отслужив элементарно в армии, он жил жизнью ремарковского доброго усталого сильного героя. Я ещё помню. как он женился на женщине много старше себя с ребёнком. На тот момент,видимо, она казалась ему если не Пат, то Жоан Маду... помните, как Морозов советует Равику воспринять деревянную статуэтку как сигнал о помощи? И вот мой девятнадцатилетний товарищ в равиковских латах эту помощь и оказал... Как они разводились через пару лет, я уже не помню- я тогда переехал. Знаю, что плохо они разводились. Ребёнка было уже два...
Человек не выдержал испытания литературным образом.
Видимо, поэтому я и открыл эту тему.
Спасибо за внимание.
Комментарии (32)
0 2014-10-17 11:37

bratets
Хорошую тему ты открыл. Такое влияние есть..но оно еще раз доказывает, что это хороший писатель. Сейчас нет хорошей системы ценностей;эта - как вариант. Потом уже, разочаровавшись, сформируешь свою собственную..Горький жизненный опыт лишним не будет. А книг, дающих готовую инструкцию "как жить" не существует.
0 2014-10-17 11:37

jullie
Тема, в общем-то правильная.
Но можно всё это резюмировать одной известной фразой: нужно быть,а не казаться.
Безусловно, у многих (в основном юных) читателей, складывается впечатление (верное...), что жить нужно по таким принципап, но в юности слишком уж переоцениваешь себя.

Отец мне говорил о том же, о чём и Вам. Но всё-таки на моем жизненном пути встретились два человека, которые наделены чертами ремарковских товарещей. И жили по примерно таким же принципам они далеко до знакомства с Ремарком (по моему настоянию..)
Всё-таки папа не всегда прав и не все кругом лживые подонки, а утверждение, что никому нельзя верить,также не применимо в 100% случаев =)
0 2014-10-18 02:31

kristina
обосрал полмолодежи,Павел!ничего не скажешь. Даже если и существуют такие проблемы, ты ничем не поможешь.
0 2014-10-20 03:42

evgenij
Павел, с одной стороны это все так, а с другой - допустим, Жизнь взаймы учит не откладывать то что ты хочешь сделать в долгий ящик, а делать это прямо сегодня. Триумфальная арка в числе прочего учит относиться проще к некоторым вещам (т к мы часто слишком напрягаемся ну совершенно без повода). Это все довольно реалистично и применимо к современной жизни.
Другой вопрос что в той же Триумфальной арке, допустим, поднимается тема мести, которая действительно может неправильно на кого то повлиять. Так что тут палка о двух концах. Но все же больше положительного влияния мне кажется
0 2014-10-20 16:55

aleksej
Любые цитаты, правила которые черпаем из этих книг имеют свои ограничения. Их нельзя понимать буквально и слепо им следовать.
0 2014-10-21 18:29

pavel
Кристина, я ведь и сам ещё к молодёжи отношусь:-) Я просто хотел поделиться мнением с умными людьми и рад, что не ошибся.
Если интересно, я сам доктор. Немалое влияние на выбор профессии оказал образ доктора Равика. В юности я думал стать дерматологом. Дело в том, что мой любимый музыкант страдает определённой кожной дисфункцией... Так что, как видите, и я был весьма впечатлительным подростком. На этом фоне любовь к прозе Ремарка действительно помогает стать если не сильным, то сострадательным. А дальше жизнь наносит свои коррективы. И слава Богу:-)
0 2014-10-22 16:50

irina
смешная тема:) Правда. По принципу того, что книга призывает тянуться к недостижимому идеалу, можно поставить крест на почти всех хороших писателях, как отечественных, так и зарубежных. Это с одной стороны.
А с другой - ну, видимо, от человека зависит,что он вынесет из книги и какие выводы для себя сделает. У Ремарка не один и не два героя, а целый мир, и среди них в том числе моральные уроды, проститутки, сытые мещане, в общем, галерея впечатляющая. Если человек, прочитав книгу, превращает всех своих приятелей и знакомых в своем воображении в Кестеров, то тут уж в консерватории что-то не так, или родители недоглядели.
Что вы тогда скажете о влиянии телевидения на неокрепшие тинейджерские умы?:)
0 2014-10-23 12:36

gleb
Автор темы затронул тонкие вопросы психологии, связанные с реакцией людей на любимые произведения, и выводы, которые из них делают. Я бы не стал ставить знаков вопроса в конце, потому что, как мне показалось - содержание темы умнее самого вопроса. очевидно что стремление молодежи, да и не только, подражать - действительно обусловлено высоким уровнем произведения. ну а ответ на ваш вопрос вы, Павел, дали уже в самой теме.
думаю что ее следует вынести в качестве заметок к группе, для ознакомления. возможно будет меньше трагических случаев, вроде того что вы описали)
0 2014-10-24 05:14

ilja
Ну главное чтоб у читателя была свою голова на плечах...
"Впрочем, всё зависит от людей вовлечённых" (с) :)
0 2014-10-26 07:36

anastasi
а помните, как Жоан и Равик пили тот самый кальвадос?? Не смогу процитировать дословно, но Равик ответил, что Жоан сможет пить ДРУГОЙ кальвадос, постоянно вспоминая ЭТОТ...
может, и с друзьями-любимыми так же?? мы встречаем на своем пути хороших людей, любим их со всеми недостатками, уважаем их достоинства, но все время помним о ремарковских героях...
0 2014-10-26 09:21

pavel
Ирина, спасибо за мнение, но мне оно непонятно. Во- первых, в Вашей фразе присутствует известный снобизм, а, во- вторых, причём здесь телевидение? давайте ещё обсудим, прилично красть в гостях серебрянные ложки или не очень...
Глеб, просто спасибо.
0 2014-10-27 08:59

kristina
Бессмысленная тема,я считаю. Павел,если вы считаете,что открыли Америку своим монологом на весь монитор, то вы ошибаетесь, да и вообще лучше читать Ремарка и подражать его героям, чем просто пить, курить, материться и тд
0 2014-10-29 01:19

gleb
Я вот не понимаю, нахрена писать что тема бессмысленная, если не догоняешь о чем тема? Что значит лучше читать, подражать..а главное, кому подражать, проституткам из Интернационаля?
и так все читают и подражают, и речь ак раз о том, как подражают!
раз не гений - не пиши!
0 2014-10-29 20:44

polina
Сама кстати не раз открывала данную тему у себя в голове. И пришла к выводу, что жить нужно своей жизнью и своим умом, а если приятно просто почитать и погрузиться в иной мир, то почему бы и нет, но подражать героям и их жизни не вижу смысла. Очень сама люблю Ремарка и люблю его идеи, но жить предпочитаю по-своему...
0 2014-10-30 01:55

anna
Павел, вы затронули очень хорошую тему. Действительно, многие пытаются подражать любимым героям. В моей жизни не было людей, которые бы проекцировали на себя героев Ремарка. Но многие пытаются подражать любимым актёрам либо певцам. Лично я, читая книги Ремарка, погружалась как-бы в другой мир. Меня всегда увлекали отношения между людьми в его книгах. Увы, в наше время мало такого встретишь, если вообще встретишь. После его книг я больше узнала о войне. Но только не так, как пишут в книжках по истории, а как-бы изнутри. И, знаете, я не вижу ничего плохого в том, если люди начнут ценить дружбу, ценить любимого человека, прочитав книги Ремарка. Впечатлила меня история вашего товарища. Как по мне, ассоциировать себя полностью с книжными героями как-то глупо. "Не сотвори себе кумира".
0 2014-10-30 03:12

nadezhda
Тут дело не в Ремарке, а в самой психологии неокрепших умов. Ведь подражать люди могут кому угодно, и герои Ремарка отнюдь не худший вариант. Вспомните как молодые парни повально начали подражать героям телевизионной Бригады. Просто действительно надо иметь свою голову, и жить своею жизнь, руководствоваться своим опытом. Но и грамотно учиться у великих литераторов, конечно!
0 2014-10-31 04:08

inga
Среди моих знакомых молодых людей, к сожалению, мало кто читает Ремарка, хотя я ОЧЕНЬ рекомендую. Особенно книги о войне. Пусть побольше о жизни узнают. Меня больше пугает, когда они прислушиваются к реальным 'взрослым' людям и вступают в ряды фашистов, например.
0 2014-10-31 20:27

vantala
Если относится к героям Ремарка, как к романтическим пьяницам, то безусловно, такое влияние - вред для любого ума. Но ведь он писал не о похождениях поэтичных повес! Он писал об людях, чья судьба сломана не зависящими от них жестокими обстоятельствами (болезнь,война,кризис...), но тем не менее, не утратившими от этого Человеческого Лица. По-моему, это самое главное, из того, что можно почерпнуть из книг Мастера - важно в любой ситуации оставаться Человеком. И этой немудрёной, в общем-то, мыслью пропитано всё, что мне довелось прочесть у Ремарка.
Вообще, такого рода опасения, что вынесены в название темы, кажутся мне не очень оправданными... Ведь, Павел, Вы же сами начали читать Ремарка в нежном возрасте, не так-ли? Он же Вас не "споил"!... А вот врачём стать - поспособствовал, так или иначе. От чего-ж Вы опасаетесь, что другим он мозг взбекренит?...
Судьба Вашего знакомого? Думаю, что он сглупил бы и не читая его книг - многие молодые люди пытаются обзавестись семьёй именно таким образом. И движут ими не какие-то романтические соображения, которыми они обьясняют своё решение, а банальная неуверенность в своей привлекательности (так называемые "тихони"), либо желание поскорее войти во "взрослую" жизнь и вырваться из под влияния "предков" (этакие бунтари), или локализованность в местности, в которой недостаёт представительниц прекрасного пола , зато в изобилии - собственная неудовлетворённость молодого организма (например - армия), наконец, просто - лень... И вот дать ему прочесть про "деревянную статуэтку" - он тут-же усмотрит в этом ЗНАК, со всеми вытекающими из этого речами, примерами, аналогиями... А не дать - он ещё что-нибудь узрит как ЗНАК и найдёт в этом обьяснение... И при чём тут будет тогда Ремарк?
0 2014-11-01 23:16

pavel
Большое спасибо всем собеседникам.
Я и в мыслях не имел предъявлять претензии большому литератору. Иначе ситуация стала бы в один ряд, например, с чередой суицидов в семидесятых поклонников "JUDAS PRIEST" и Оззи Осборна на фоне прослушивания их пластинок.
Кажется, нам удалось посмотреть на литературную категорию "с другой стороны". Мы даже немного углубились в категорию нравственную. Может быть,уровень дискуссии и уступал беседам Роберта с Фердинандом Грау, но не исключено, что писателю бы понравилось:-)
Пусть станем мы добрей и старомодней...
0 2014-11-02 00:11

zhanna
Павел, а почему влияние Пат отрицательное? Объясните
0 2014-11-03 07:17

natasha
люди разные.те,у кого умы "неокрепшие":)понимают по своему.а другие(мне кажется их больше)понимают правильно,умеют выводы сделать умные и не перекручивать смысл,заложеный писателем как-то по-своему!
ну прочитал человек "неокрепшего" ума Ремарка.подумал,что жизнь-дерьмо или что-то еще.я думаю,больше он не возьмет его книги в руки.а люди,которые читают,обсуждают,они понимают все правильно.
0 2014-11-05 03:05

david
Ремарк учит понимать людей рисуя их такими какие оние сть, понимать жизнь а никак не учит жизни. не думаю что это плохо для любого ума.
0 2014-11-06 09:50

andrej
не нужно пытаться жить мыслями другого человека. я никакой проблемы тут не вижу,у меня у самого бывало,что я пытался подражать, но это только в мыслях, не в жизни, причем не только после прочтения Ремарка,но и других авторов
не нужно пытаться жить мыслями другого человека. Эрих Мария Ремарк писал свои романы не для того чтобы другие подражали его героям, а чтобы они заставляли задуматься других людей и сделать свои умазаключения
0 2014-11-07 03:31

anton
Спасибо за тему. Я считаю, что такое влияние возможно, но лучше уж на неокрепшие умы действуют ценности героев Ремарка, чем идеи молодежных субкультур - панков, эмо и тд... Все же ценности героев Ремарка более вечны и незыблемы... Но все-таки Ремарк не навязывает свои идеи читателям, а, как правильно заметил Андрей, заставляют задуматься...
0 2014-11-08 05:20

mihail
Отто, Ленц и Роберт прошли вместе войну. Скажите, а что прошли мы с нашими друзьями? Песочницу, детский сад, школу? Бессмысленно искать или наделять качествами Отто своих друзей.
Не нужно слепо следовать книгам, ведь на то оно и произведение, чтобы в нем были идеалы, а жизнь это совсем другое. Читать Ремарка никто не запрещает, но нужно иметь и свои мозги, в конце концов.
Ремарк показывает нам людей, которые прошли самое страшное - войну, пережили ее и остались людьми, не потеряв человечности. Ей не удалось их ни сломить, ни победить, они выстояли и продолжают смотреть жизни в глаза. Так же, Ремарк показывает нам слабых духом людей, которые, сталкиваясь с мелкими проблемами, ищут выхода в петле. Он осуждает самоубийство, в отличие от идей, которые проповедуют нынешние современные субкультуры. Я полагаю, уж лучше "неокрепшим умам" читать Ремарка, чем различный мусор, которым сейчас особенно кишит интернет.
0 2014-11-09 00:38

evgenija
На мой взгляд, да бессмысленно подражать героям произведений Ремарка и я сама поняла это недавно, т.к. мы живем в другом поколении, у нас немного другое сознание, сформированное средой. согласна с Мирославой, как бы молодежь не пыталась понять по книгам, но она не имеет действительного представления о войне, о том тяжелом времени, т.к. это надо испытать на себе (не дай бог конечно).У нас нет тех воспоминаний, что у героев Ремарка, которые влияют на их образ жизни, принципы, сформировавших их внутренний стержень.НО, знаете что, прочитать Ремарка хотя бы один раз в своей жизни стоит всем, я даже за то, чтобы его ввели в курс шк. литературы.Ремарк снимает "розовые очки", заставляет выбраться и своей скорлупы, понять, что помимо той жизни, которой мы живем может быть совсем другая жизнь.Многие здесь говорят, что у него пессимистичные книги и могут отрицательно сказаться на молодом неокрепшем сознании. Возможно. Но может от того, что многие не умеют смотреть шире, зацикливаются на очевидном и не умеют выделить что-то важное для себя, выработать СВОЙ принцип жизни, проанализировав прочитанное. Ремарк конечно в корень повлиял на мое мировоззрение, и я не жалею об этом. Согласитесь, бывают такие переломные моменты в жизни или просто бытовые проблемы, когда думаешь : "Все, да я самый несчастный, почему именно со мной, да зачем я живу..." и т.п. После прочтения его книг перестаешь жалеть себя!Просто вот смотришь на его героев и думаешь: "Какого черта, слабак!Были и есть люди которым гораздо хуже чем тебе!Радуйся что ты жив, здоров, что у тебя мирное небо над головой, что у тебя есть родные и кров, свобода!"Знаете, это настраивает на жизнь и на борьбу, становишься смелее и проще относишься к бытовым проблемам.
0 2014-11-09 17:16

mihail
Проблемы, которые казались неразрешимыми, трудными, после прочтения Ремарка начинают казаться такими незначительными, пустяковыми. В своих произведениях он показывает нам что нужно жить, не смотря ни на что, просто идти вперед, не оглядываясь назад, жить и ощущать ее.
Согласна, пускай у него трагически заканчиваются все книги, но после их прочтения на душе становится легко, не чувствуешь себя подавленным и одиноким. В каждой его книге находишь что-то свое, правильное и нужное.
0 2014-11-10 17:03

viktorij
Мирославка Nonfound, полностью разделяю Ваше мнение.
0 2014-11-11 14:20

olga
Невозможно никакое отрицательное влияние Ремарка...Ценнсти в его произведениях - вечны, язык прекрасен, - это настоящая литература.Классика....
0 2014-11-11 15:20

alla
вообще-то адекватные родители еще в раннем детсве объясняют детям разницу между реальностью и художественным вымыслом. "колобок - это сказка, сынок, не надо убегать в лес и разговаривать с животными..."
0 2014-11-12 07:13

yulia
Думаю негативное влияние может иметь место. Оно будет распространяться на глупых, но уверенных в обратном людей. Не уверена даже, что на молодых людей...знаю таких кадров и постарше... Ремарк не для всех - это факт. Многие просто не поймут его глубины. Влияние на неокрепшие умы должны контролировать родители, друзья (даже в большей мере, чем родители, так как первые часто не замечают проблем), это не проблема писателя, это проблема отдельного человека, который очень слаб и не может жить, не увязавшись к чему-то образу.
0 2014-11-13 04:53

mihail
Хм, а что вы имеете в виду под негативным влиянием?
Добавить комментарий